понедельник, 26 декабря 2011 г.

Блажен нищий духом


Как-то по Эхо Москвы Новодворская сказала, что Лужкова выбирали на пост мэра Москвы нищие духом люди. Я… задумалась…
…Вчера побывала на Крупе. Подруга попросила купить сыну-семикласснику рабочую тетрадь по русскому языку, я и забежала по пути.
Признаюсь, давно не была ни на каких книжных распродажах, поэтому любопытно было полазить.
Удивило разнообразие продающегося слова. От полностью пустого до старинного, странного и дорого оформленного в тома-тома-тома… Много томов. Завалы слов. Кучами, горками и горами.
Слова, небрежно сложенные в горы...
Конечно же, не прошла мимо полки, на которой увидела «Детскую Библию». Как же мне было пройти…

Усталая девушка небрежно подтолкнула мне стопку с не то тремя не то четырьмя книгами. Стопка рассыпалась, и я взяла одну из «Библий»…
Немного повисела над ней. Очень хороший пересказ библейского текста, отменные гравюры…. Правда, создалось впечатление, что, несмотря на то, что на обложке был указан один автор – какой-то православный священник, уж извините, не запомнила его имени…. Так вот, несмотря на то, что имя это на обложке значилось одно, сложилось впечатление, что писали книжку как минимум двое – очень уж разные страницы по стилю. Некоторые – сладко ласковые, ути-пути, «расскажу тебе на ночь сказку, дружочек», «Адам был один-одинешенек», а другие представляли собой выдранные из Библии цитаты, никак не объясняемые или объясняемые через пень-колоду. Как будто рядом с ладненькими отшлифованными дощечками свалили слегка обработанные топором бревна.
Я добралась аж до нагорной проповеди, не обращая внимания на недоуменные и настороженные взгляды продавщицы.
Поясню – нагорная проповедь – это уже евангелие от Матфея, это уже Новый Завет, то есть я добросовестно перелистала страниц двести, содержащих изложение Ветхого Завета.
Ну и, на толковании нагорной проповеди, этой знаменитой христовой речи, у меня кончилось терпение.
Я, конечно, не запомнила дословно, как трактовал автор библейские заповеди и принципы. Но вот порылась в Интернете, нашла на разных форумах один и тот же отрывок, которым начинаются «объяснения» («Я понимаю эту заповедь блаженства так» - так начинаются все без исключения посты на разных форумах, под разными никами, но содержащие один и тот же текст) толкователей Библии из-под хоругвей православия, и кажется мне, что эти объяснения – из одного источника, возможно, что из той же книжки.
Либо наоборот. Copy + paste – это наша норма жизни. Воспользуюсь и я этой нормой.
Вот как раскрывается основная «заповедь блаженства»:
«В святоотеческом толковании под нищим духом однозначно понимается тот, кто стремиться стяжать важнейшую христианскую добродетель – смирение. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что значит: нищие духом? Смиренные и сокрушенные сердцем. Духом Он назвал душу и расположение человека <…> Почему же не сказал Он: смиренные, а сказал нищие? Потому что последнее выразительнее первого; нищими Он называет здесь тех, которые бояться и трепещут заповедей Божиих, которых через пророка Исаию Бог называет угодными Себе, говоря: “на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим” (Ис.66:2)» (Беседы на святаго Матфея евангелиста, 25.2). Нравственным антиподом нищему духом является человек гордый, который, считает себя духовно богатым.»
Ну, и т.д.
Вот, в той книжке, которую я листала, примерно такой же текст был.
Я попыталась представить, что я читаю это «объяснение» ребенку, и даже рассмеялась невольно.
Уж простите меня мои верующие православные друзья. Я с огромным уважением отношусь к любой искренней вере, если это действительно искренняя вера, но меня всегда преследовало ощущение, что в православии чем темнее, тем лучше. Отсюда и «таинств» столько.
Как будто в моей жизни для меня вообще могут быть какие-то тайны.
Мне кажется, это так просто – понять, что такое «блажен нищий духом»…
Блажен – значит «счастлив».
Нищий – значит «нуждающийся».
Нищий духом – значит «нуждающийся в духовном».
Выходит, «блажен нищий духом» = «счастлив нуждающийся в духовном»
Почему нуждающийся в духовном – счастливый человек? Потому что как всякий нуждающийся рано или поздно он осознает эту свою нужду и будет стремиться восполнить нехватку того, в чем нуждается.
А значит, рано или поздно начнет искать своей духовности.
И найдет.
Бога.
Его, не сомневайтесь, потому что все поиски смысла жизни приводят к Богу. Как к Создателю этой самой жизни.
Матфея 7:7 Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; 8 ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.
… Я поинтересовалась у девушки - продавца: - Часто спрашивают у вас подобную литературу?
Она удивленно ответила: - Конечно!
И я ушла, через завалы слов, вспоминая на ходу, где в Библии я читала про тех, для кого она, Библия, – просто модная и прибыльная с точки зрения коммерции книжка.
Да! Там же, у Матфея: 7:13 Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; 14 потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. 15 Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
Интересно, что имела в виду Новодворская?

Комментариев нет: