воскресенье, 11 декабря 2011 г.

Pro & Contra


Как-то мне сказали, то ли в шутку, то ли всерьез:
- Отставить проповедовать!
Я хмыкнула и подумала:
- Не могу «отставить». Ведь «от избытка сердца говорят уста».
И вообще, не очень-то сильно это от человека зависит – писать ему или не писать, говорить или не говорить. «Вдохновение» -  оно от слова «дух». И «дыхание», кстати, от того же слова.
Так что многим писать – как дышать, а то и другое дает нам Создатель.
«Бог есть дух».
Вчера на бегу препарировала это слово – «проповедовать».
Я люблю расчленять слова. В отличие от расчлененных людей, расчлененное слово не умирает, а наоборот – оживает. Для меня, во всяком случае.

Итак. Я разделила «проповедовать» на составные части, как я себе их представила.
Получилось: две приставки «про» и «по» и основная часть «ведовать», с корнем «вед».
Пляшу от корня, как от печки.
Что значит «ведовать»? Явная сердцевинка в этом слове – «ведать», - «знать», то есть.
Кстати. Он очень интересный в применении этот корень «вед». В слове «видеть», например, считают лингвисты, зачастую тот же корень, с тем же значением «знать».
К примеру, мы употребляем слово «видеть» в значении «знать», когда говорим: - Я вижу, что у тебя грипп.
Подразумевается, что, увидев кого-то с явно высокой температурой, насморком и соплями, мы соотносим увиденное со своими знаниями на этот счет и делаем вывод: Я вижу!
Или. Свидетель – может быть человек, видевший что-то и имеющий возможность рассказать об этом. А может быть свидетель – это человек, знающий о чем-то (услышавший, к примеру, но не видевший своими глазами), и имеющий возможность рассказать об этом.
Вернемся к «проповедовать». Корень мы вычислили как «знать».
Прицепляем к нему ближайшую – вторую, то есть, - приставку. Получаем «поведать».
Ну, это и ребенку ясно, что значит. «Рассказывать».
Но, памятуя, о значении корня, можно уточнить: рассказывать о том, о чем знаешь.
Цепляем обратно первую приставку: про. Тут полезно держать в голове известные pro и contra.
Получается: проповедовать = рассказывать о том, что знаешь с убежденностью и в защиту своих знаний.
А?!
«Но как призывать того, в кого не поверили? И как поверить в того, о ком не слышали? И как услышать без проповедующего?  И как проповедовать, если не будут посланы? Ведь написано: «Как прекрасны ноги возвещающих благую весть о добром!» (Римлянам 10:13)
Благую весть о добром!
Благая весть иначе называется Евангелием.
Препарируем?
Евангелие – «ев» (жизнь) + «ангел» (вестник).
Весть о жизни.
Все просто.
Верьте проповедникам жизни.
Не верьте проповедующим смерть.
Потому что они не знают Священного Писания, а потому не знают Бога.

3 комментария:

Анонимный комментирует...

Ирина, проповедуете ли вы добрыи делами?

Unknown комментирует...

Стараюсь :) А Вы точно знаете, какие дела добрые, а какие - злые?

Анонимный комментирует...

и что же для ближних творите благово, кроме проповеди?
я вижу, какие дела таковы а какие нет, в библейских примерах .