четверг, 11 декабря 2014 г.

В начале было слово или Словооборот


В начале, как известно, было Слово.
И слово, как известно, обладает силой.
Слово может радовать и ввергать в уныние, строить и разрушать, воскрешать и убивать. Много чего может Слово.
Кстати, в Библии, в известной фразе про Слово, которую я привела в начале своего поста, оно пишется действительно с заглавной буквы. Но это – отдельная тема.
Я же сейчас про другое. Про то слово, которое – не воробей.
Если оно обладает такой силой, вероятно, необходимо осторожно обращаться с ним? Возможно, нужно хорошо знать, что значит слово, как оно воздействует?
Чтобы не натворить беды то?
Многие размышления на Библейские темы привели меня к многим наблюдениям. И наоборот – многие наблюдения к многим размышлениям.
В силу того, что по образованию и умонастроению я – филолог, наблюдения эти касаются слова. И прихожу я к выводу, что о значении многих слов мы даже не догадываемся, используем их по инерции. Так, как привыкли или так, как принято.
Слово первое. Личность.
Давно как-то уже мне задан был с удивлением вопрос: Как это Бог – личность? Личность – это, по-любому, человек. А я до этого никогда и не задумывалась над этим, для меня Бог всегда был личностью, и никак иначе. Но, раз был задан вопрос, принялась за изучение.
И выяснилось нечто интересненькое. Изначально термин «личность» был изобретен т.н. великими каппадокийцами и принадлежал исключительно для обозначения духовного.
Нууу… Человек рисовал Бога.
Человеку всегда хотелось изобразить Бога, несмотря на то, что тот просил как раз этой ерундой не заниматься.
Ясное дело, что Бога не видел никто и никогда. Поэтому то, что изображали иконописцы, называлось греческим словом εἰκών (иконе), что значит «образ, изображение» (поэтому по-русски иконы еще называют образами). То есть, то, что возникло в мозгу у художника в качестве портрета Господа.
Бог есть дух, согласно Библии, и согласно той же Библии, человек не может «увидеть Бога и остаться в живых». И поэтому о Его «внешности» никто ничего сказать не может. Но при этом у Него есть определенные качества, которые легко распознаются по Его творениям.
«Лицо», внешность Бога (или святого) традиционно называли «ликом». А качества его – «ипостасью».
И вот, для полной картины описательной характеристики Бога отцы церкви, великие каппадокийцы изобрели термин «личность», соединив в кучу «лик» и «ипостась». Термин этот несколько столетий спустя человек примерил на себя, да так и оставил. Примерил, кстати, не так и давно, во времена Французской революции, как синоним слова «гражданин». А до этого «личность» понималось как сущность Бога, и никак иначе.
Слово второе. Слава (и тщеславие).
Давно как-то, наткнулась в Библии на вот этот стих: «и не могли священники стоять на служении по причине облака, потому что слава Господня наполнила дом Божий». Я подумала тогда: Что такое, эта слава Бога? Поискала по словарям и энциклопедиям, но точного и удовлетворяющего меня определения не нашла.
Решила по размышлении, что это то, что потом иконописцы изображали в виде нимба над головами всевозможных святых. Ну, или иногда в виде свечения, исходящего от их же одежд. То, что иные называют аурой. В общем, нечто нематериальное и, возмож-но, светящееся, неотделимое от сущности творца, но как бы при этом живущее своей отдельной жизнью. Его слава.
Ну-ка, скажите мне, к чему стремится практически каждый смертный. К славе. Кому побольше славу давай, общемирового масштаба, кому – поменьше, в рамках семьи, но все мы хотим славы.
И славу эту мы почти неразрывно связываем с достатком или властью, или просто с определенным положением в обществе.
Сравним славу человека и Бога.
У Него она – неразрывно и естественно принадлежит Ему. Мы – растим ее рядом с собой искусственно. И как многое, что взращивает насильно в своей жизни человек, оглядываясь на Бога, слава людская не имеет ни прочных оснований, ни удовлетворяющих последствий. Суть – тщеславие. Тщетная, то есть штука, натужная, неестественная, ненужная, суетная.
И почему к ней, к славе, так стремятся люди?! Иной раз, догадываясь даже, что их личная слава приобретет эпитет «посмертная». У нас любят награждать героев посмертной славой.
Поразмышляла я тогда и забыла, удовлетворившись своими зыбкими определениями и риторическими вопросами. А тут опять наткнулась на всколыхнувший мое сознание стих из Библии. Вот он:
 «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя» (Филлипийцам 2:3). «Любопрение» – поясню – синоним «сварливости», «смиренномудрие» можно понимать, как «смирение ума», ну, или «скромность». И сказано при этом НИЧЕГО не делайте из сварливости и тщеславия. Ничего! То есть, совершенно.
Я привыкла уже не пренебрегать библейскими советами. Привыкла, что на пользу они, ни одного пока не нашла очевидно неполезного совета. Только немного голову поломать, и теория жизни видна во всей ее красе.
Почему вдруг такое не то предупреждение, не то просьба: не делай ничего человек из сварливости или тщеславия? Да большинство из нас даже в голове не держит, что у него есть эти качества: сварливость и тщеславие. Тем более не думает, что как-то их применить можно.
При мытье посуды, например…
Но ведь…. Стоим у кухонной раковины и думаем: – Мог бы и сам помыть за собой тарелку, не отвалились бы ручки.
Думаем же?
Вот! Думать о тщеславии, мы не думаем, но это же не значит, что его нет в нашей жизни. И неспроста оно в Библии рядом со сварливостью. Одно другого стоит.
Я не знаю ни одного человека, который бы не ожидал «спасибо» за свои труды. Это «спасибо» сказало бы ему о том, что его усилия замечены, и что человек, воспользовавшийся результатами его труда, благодарен ему.
Зачем-то нам нужна эта чужая благодарность, суть – слава. И, чтоб наши труды были замечены кем-то, зачем-то нам нужно тоже.
Зачем?
Затем что нуждаемся в любви близких. И «спасибо» принимаем за проявление этой самой любви. С этой стороны глядя, может и правильно, когда один человек говорит другому спасибо за его старания. То есть, я что хочу сказать… Говорить «спасибо» – это хорошо и здорово. Это – проявление любви. Ждать «спасибо» – это совсем не так хорошо и ни разу не здорово. Это – проявление тщеславия и сварливости.
А чтоб быть счастливым, нужно все делать из любви.
Сказали тебе спасибо – отлично!
Не сказали – прекрати думать об этом. Прекрати, иначе культивируешь в себе сварливость и тщеславие, которые со временем уничтожат ростки любви в твоем сердце.
Перестань думать о тщетной, никому ненужной, своей славе.
Не зря ведь сказано: «Стряхни их пыль со своих ног». То есть, если тебе не сказали спасибо – это «пыль» тех, кто не сказал. Стряхни ее с себя, перестань держать ее на себе, пока она, смешавшись с твоими собственными мыслями и чувствами, не превратилась в твою личную грязь. От которой потом избавляться ох как трудно.
Слово третье. Благородство.
Совсем недавно раскопала. Потребовалось узнать точное значение слова «благородный». И оказалось, что оно тоже имеет христианские корни. Изначально это слово обозначало несколько не то, к чему мы привыкли, т.е. дворянство, аристократизм, хорошее воспитание. Изначально это слово означало «родственный Благому». А Благим (добрым) согласно Евангелиям может быть только Бог:
 Матфея 19:17 “Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди”.
Вот так вот. С одной стороны, все мы родственники Богу, как ни крути, что само по себе обуславливает… должно было обусловить! естественные возвышенные мотивы поведения. А с другой – человек, перевернув с ног на голову простой и понятный принцип, по которому должны строиться отношения между людьми и Богом, между человеком и человеком, придумал особую касту благородных людей, наделил их особыми свойствами и поднял над собой. Человека над человеком. Добровольно.
Самостоятельно.
О Боге забыв.
В очередной раз.

Комментариев нет: