понедельник, 29 декабря 2014 г.

Доказывать, что не жираф


1375274026.M634610P31517QНедавно прочла потрясшую меня статью.
В ней рассказывалось о психиатре Джеймсе Роджерсе, обвиненном в свое время в шарлатанстве и осужденном в связи с этим на электрический стул. Недавно ученые из того же самого университета, в котором работал Роджерс, доказали, что его труд имел научные основы, и, стало быть, шарлатаном его называть было нельзя… Однако, приговор уже давно приведен в исполнение, и родственникам Роджерса, как мне кажется, официальные извинения принесли не много утешения.
Потрясло меня не то, что несовершенная судебная система в очередной раз совершила фатальную ошибку, убив невиновного, мало того, талантливого и нужного обществу человека… Я уже привыкла думать, что при нынешнем положении вещей это – почти в пределах нормы, и исправить до нормы может только Бог, а потому, как говорится, ждем-с…
Потряс меня метод, которым доктор Джеймс Роджерс боролся с самыми безнадежными с точки зрения общества психическими расстройствами своих пациентов. Знаете, что он делал? Он всеми правдами и неправдами старался их убедить, что они правы. К примеру, в качестве потерпевшего на суде выступал некто Аарон (как вам имя?) Платновский, считавший себя жирафом. Его уверенность в том, что он – это самое длинношеее животное, достигла такой степени, что даже в пищу он принимал исключительно листья деревьев. Роджерс вернул человека в общество (Платновский, кстати, ко времени суда уже работал аудитором в крупной компании) самым невероятным образом: он согласился с ним. Он убедил больного, что такое бывает, и это, в принципе – нормально…

Мы все очень хотим, чтобы нам верили. Все окружающие: мама, муж, дети, коллеги по работе. Люди, которым проповедуем. Маму мы убеждаем в том, что именно такая длина юбки нам идет более всего. Мужа – что шуба за 100 000 гораздо дольше будет носиться, чем шуба за 15 000. Ребенка – в том, что English ему гораздо нужнее, чем творчество группы «Руки вверх». И т.д… И искренне не понимаем, почему они нам не верят, когда мы на сто процентов правы.
Роджерс открыл мне секрет этого неверия: потому что они убеждены в другом. И, если мы хотим, чтобы люди поверили нашим словам, нужно, чтобы они сначала поверили нам. А для того, чтобы они поверили нам, нужно, чтобы… мы согласились с ними, приняли их правоту, даже если она нам кажется совершенно неправой. Другого пути к их сердцу и разуму нет.
То есть, не надо никому доказывать, что он – не жираф. Человек может быть счастлив, даже если считает себя жирафом.
Забавные пазлы, правда?
… Я как-то иначе теперь понимаю стихи из первого письма Павла коринфянам «Хотя у меня нет ни перед кем обязательств, я для всех сделался рабом, чтобы приобрести как можно больше людей».
P.S. Если верить Интернету, на фото это он – Джеймс Роджерс.

Комментариев нет: