воскресенье, 21 декабря 2014 г.

Судьба или не судьба

Есть у меня приятель, сайтами занимается. Время от времени звонит, просит чего-нибудь написать про загородное строительство или там какие-нибудь кресла для конференц-залов. И всегда извиняется, что много заплатить не может, почему-то ему всегда попадаются клиенты, которые сражаются за каждую копейку своего бюджета. Я смеюсь:
– Да сколько сможешь, столько и заплатишь.
– Ну как же! – Возмущается он в ответ. – Ты же трудишься, мне неловко, что не зарабатываешь на этом.
Я его понимаю, но мне действительно совсем безразлично, заплатит он мне за работу или нет. Ну, или почти безразлично. Это как крестиком вышивать, наверное, – процесс интереснее, и радует собственно результат творчества, а не его финансовое выражение. Хотя, если бы у меня не было постоянного заработка, вероятно я бы думала иначе.

Ну, ладно.
Тут поступил от него относительно большой заказ, и вот пишу я, последовательно отправляю ему и получаю исключительно восторженные отклики в плане “как ты умеешь так – необычно об обычном?!”. А я вот и не замечаю этой необычности, мне кажется вполне банальные вещи пишу. Потом перечитала, и поняла – да! Благодаря Библии мое мышление очень сильно изменилось. И очень сильно оно теперь отличается от мышления “обычного”, мирского человека. Потому и вижу мир немного иначе, а соответственно и описываю его по-другому.
Ну вот, пример. Не так давно разговаривала с женщиной.
Женщина показала мне следующий стих в Синодальном переводе из письма апостола Павла к римлянам: “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!”.
Разговор у нас шел о предопределении, и она указала на этот стих как на доказательство того, что Бог определил для каждого из нас нашу судьбу. И добавила что-то вроде: “Для меня это как обухом по голове. Оказывается, Он для всех предопределил, кому сто лет жить без болезней, а кому только два года и умереть от рака. Где тут справедливость?”. Я нашла этот стих в Переводе Нового Мира. Там он звучит несколько иначе: “О бездна богатства, и мудрости, и знания Бога! Как непостижимы суды его и неисследимы пути его!”.
– Вот, – говорю. – Нету судьбы. Есть суд. Суд Бога. А суд – это совсем не то же самое, что судьба. Суд – это как бы уже последствия, а не предопреление.
– Неправильная у вас какая-то Библия, – засомневалась женщина. – Я знаю про судьбу, а у вас тут суд.
На том и расстались. Я пошла домой и зарылась в справочники.
Сначала полезла смотреть, как этот стих звучит в других переводах. Вот как, к примеру, звучит:
Oh, the depth of the riches and wisdom and knowledge of God! How unsearchable are his judgments and how inscrutable his ways!
(О, глубина богатства и мудрости и знания Бога! Насколько недоступны для поиска его суждения и как непостижимы его пути! (English Standart Version)
Oh, the depth of the riches of the wisdom and[i] knowledge of God! How unsearchable his judgments, and his paths beyond tracing out!
(О, глубина богатства мудрости и знание Бога! Как недоступны для поиска его суждения, и его пути вне рассмотрения! (New International Version)
Oh, the depth of the riches [l]both of the wisdom and knowledge of God! How unsearchable are His judgments and unfathomable His ways!
(О, глубина богатства и мудрости и знание Бога! Насколько недоступны для поиска Его суждения и непостижимы Его пути! (New American Standart Bible)
Вот, думаю, тут всюду “суждения”, которые все же ближе к “суду”, чем к “судьбе”.
На всякий случай в Biblezoom залезла, вот что увидела: κρίματα (крИмата) – суды

Варианты перевода:
2917, κρίμα
1. решение суда, приговор, осуждение; 2. тяжба, судебное дело; LXX: 04941 (מִשְׂפָּט‎).
Откуда же в синодальном переводе “судьба” взялась? А вот откуда: “Судьба – слово судьба происходит от корня суд. Не исключена этимология слова судьба от суд Божий – сравни, например, спасибо – спаси Бог”. Источники: П. Я. Черных. Историко-этимологический словарь современного русского языка.
Правда, интересно? Вот так Библия и обучает. Ни одна другая книга не способна так положительно влиять на наше мышление. И понятно, почему. Потому что “Всё Писание вдохновлено Богом и полезно для обучения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, чтобы Божий человек был сведущ во всём, полностью подготовлен ко всякому доброму делу.” (2-е Тимофею 3:16,17)

2 комментария:

Анонимный комментирует...

Вот так Библия и обучает. Ни одна другая книга не способна так положительно влиять на наше мышление.

сознательно или нет передергиваете? ясно же что одной библией дело неограничивается, и она может дать как верное так и ложное представление

--иван--

Unknown комментирует...

Вот поэтому и есть на свете столько религий, что в угоду своему самомнению люди не ограничивают познание воли Бога одной Библией. А Бог предупреждал: "Смотрите, как бы не нашёлся тот, кто завладел бы вами, как добычей, через философию и пустой обман по традициям человеческим, по принципам этого мира, а не по Христу, потому что именно в нём воплотилась и обитает вся полнота Божьей сущности" (Колоссянам 2:8,9). Библия сама себя объясняет, Богу толкователи Его Слова не нужны.