вторник, 9 декабря 2014 г.

Про совесть и науку психологию

Началось все с того, что я полезла в Интернет искать материал про приставку «со». Потому что для общего моего развития потребовалось. Известно, «со» – значит «рядом», «вместе». Например:
Сотрудник – работающий рядом.
Соратник – воюющий в одном с тобой строю.
Современник – понятно…. Живущий в одном с тобой временном отрезке.
Собеседник…
Соучастник…
Согласие – говорить в один голос, в унисон, то есть.
Созвучие – одинаковое звучание, тот же унисон.
Сочувствие – то же самое чувство, что и у того, кто рядом с тобой.
Причем вот что еще можно тут заметить…. Может быть, я ошибаюсь, но, как мне кажется, мы чаще применяем это слово в смысле «сострадать, сопереживать вместе с кем-то», тогда как «сочувствие» предполагает и другие, полярные, взаимные чувства. Радость, например. Сорадоваться. Word протестует, но я – за это слово. Тем более, что в своей любимой книге нашла подтверждение: Римлянам 12:15 
Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими.
Потом я нашла вот это: Совет и совесть – как ни покажется с первого раза странным, одного корня: «ведать». Советчик, советник – это человек, готовый дать тебе руководство к действию, потому что знает (ведает), как ты должен поступать….
… Психолог, то есть.
Очень нынче психологи в моде, особенно на Западе… Известно – «психолог» – от двух греческих слов, обозначающих «наука, знание о душе». Психотерапия – лечение этой самой души…. Кстати, если верить тому же Интернету, самим психологам весьма часто психотерапия и требуется.
Издержки профессии….
Но, я ж про «со»….
Совесть – это что-то внутри тебя, знающее как ты должен поступать.
Интересно, что слово «совесть» практически отсутствует в Ветхом Завете. Вместо него там присутствует слово «сердце». Например: Судей 19:3 Муж ее встал и пошел за нею, чтобы поговорить к сердцу ее и возвратить ее к себе. Или: Экклезиаст 1:13 и предал я сердце мое тому, чтобы исследовать и испытать мудростью все, что делается под небом: это тяжелое занятие дал Бог сынам человеческим … А «совесть» появляется только в Новом Завете, и в том же самом значении. Например: 1-е Коринфянам 10:29   Совесть же разумею не свою, а другого: ибо для чего моей свободе быть судимой чужою совестью?
Почему так – мне остается только догадываться. Одно из предположений – особенности перевода. Ветхий завет изначально был написан на древнем еврейском языке и в основу привычного для русского человека синодального перевода лег оригинальный перевод архимандрита Макария (Михаила Яковлевича Глухарёва), был такой чел. А вторая часть Библии – Новый Завет, написанный изначально на древне-греческом, – известна нам в переводе другого чела, протоирея Павского Герасима Петровича. Потом это все свели в одно, так сказать, произведение, и вышло то, что вышло. И вот, мне кажется достаточно символичным тот факт, что в Библии слова «сердце» и «совесть» имеют практически одно значение.
Вывод: знай свое сердце, будешь поступать по совести. Вообще, скажу я вам, потрясающие ощущения, когда научаешься слушать этого советчика внутри себя. Мы ведь чаще всего заглушаем этот голос, потому как причиняет неудобство. Меж тем, приняв однажды решение поступать по совести, можно очень сильно украсить свою жизнь. Пробовала, знаю, о чем говорю.
Почему я так считаю? Вот: 1-е Тим.1:19   имея веру и добрую совесть, которую некоторые, отвергнув, потерпели кораблекрушение <>
Потому что – это как раз путеводитель. Страховка от кораблекрушений. Только, чтобы не завел этот указатель, куда не след, совесть нужно тренировать. Как? Очень просто. Познакомиться с ней, признать факт ее существования за данность, и – слушать, слушать, слушать. Соизмерять с правилами человеческого общежития, и наставлять ее, без конца наставлять: сочувствовать, сотрудничать, поступать в согласии, соучаствовать, собеседовать. И делать только так, как она тебе советует. И – не делать иначе. Никогда. В согласии жить с самим собой, сотрудничая с собственной совестью. Ибо «для чего моей свободе быть судимой чужой совестью».
Твоя собственная совесть – это твоя личная свобода.
Не верите? Попробуйте.

Комментариев нет: