суббота, 13 декабря 2014 г.

Православие, говорите?

До чего забавно бывает докапываться до слов.
Докопалась до слова «православие». Раньше думала, что оно – это слово – означает «правильно славить». Что, собственно, с гордостью подтверждали мои православные друзья. Но все оказалось проще и интересней одновременно.
Сомнения у меня зародились после просмотра одного ролика, в котором утверждалось, что словосочетание «православные русины» употреблялось в хрониках некоего византийского монаха Велизария еще аж в 562-м году. То есть за четыреста с лишним лет до официального крещения Руси.
Справедливости ради, попытавшись проверить эту информацию, я перерыла кучу предоставленных мне гуглом документов и пришла к выводу, что в дате авторы ролика могли ошибаться. Я нашла информацию о двух Велизариях, и второй из них жил в девятом веке, и как раз более вероятно, что он мог быть на территории нынешней России.
Но все равно, если это его записки, то «православными» наши прародители были еще за сто лет до 988 года, когда, как считается, Русь была крещена, и появилось православие, упомянутое впервые в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона в 1037 году.
Кто ж такие «православные русины», упомянутые Велизарием?

И вот тут выясняется нечто интересное. «Православными» наши древние сородичи были потому что славили Правь.
Языческие верования вообще очень увлекаются троицами различных названий и сочетаний. На Руси эту триаду называли Явь, Навь и Правь. (В некоторых источниках еще и Славь, которую якобы правили. Мне не понять, что это за божество).
Явь – это явный, осязаемый мир. Мир живого человека.
От Яви у нас в языке сохранились слова «явный», «явление», собственно «явь».
Навь – это мир до рождения человека и после его смерти. То есть, то, что существует вне связи с земной человеческой жизнью. Потусторонний, как нынче говорят.
«Навеяло», как мне кажется, родом оттуда.
Ну, и Правь. Мир богов во главе со Сварогом.
«Сварог» – не правда ли очень созвучно с «Творец». Неспроста. «Сварог» совершенно очевидно одного корня с «варганить», «варить». «Творить» – означает практически тот же процесс. Когда из ничего что-то.
От Прави в языке остались… я смеялась, когда поняла… От Прави у нас осталось «право», «правило», «правитель», «правительство».
«Правильно» тоже, поскольку только Правь всегда права.

2 комментария:

Алексей Гриценко комментирует...

Вспомнил как моя бабушка говорила о "Навской неделе", это неделя после Пасхи посвященная мертвим душам. Только сейчас понял почему она так говорила. Спасибо.

Unknown комментирует...

Пожалуйста! Рада быть полезной :)