понедельник, 29 декабря 2014 г.

О родине, патриотизме и Льве Толстом

images (1)В детстве и юности я была патриоткой…
Когда моего старшего брата приняли в комсомол, я решила, что не должна отставать от него. Но, поскольку до комсомольского возраста мне было еще далеко, я соорудила себе из картона «пионерский билет» по образу и подобию комсомольского билета брата. В «билете» была моя «фотография», нарисованная цветными карандашами, и заверенная такой же карандашной печатью, данные о месте рождения, еще что-то. Но главное – там была клятва юного пионера. Клятву я сочинила сама и вписала печатными буквами в свой «билет». Помнится, она содержала пламенное признание в любви к своей родине, явную печаль по поводу того, что нет возможности отдать за нее свою жизнь, и заканчивалась мажорным: «К борьбе за дело Коммунистической Партии Советского Союза будь готов!»
Тогда я не знала, что родина и Родина – это не одно и то же… Тогда для меня это было одно понятие, сочетающее в себе многое из несочетаемого: венки из пахучей сирени на братской могиле погибших за Родину, скачки на День Победы, где участвовал мальчик, в которого я была тихонько влюблена, розовое встающее солнце над крышей старого сарая и мамино «Донюшка, да что ж ты не спишь?! Да я б на твоем месте…» Мама заводила будильник на половину третьего ночи. Потому что Родина требовала ее рук, ее ног, ее спины едва не 24 часа в сутки.

… На «первые майские» в этом году мы с мужем ездили в деревню. Не в то село, где когда-то я любила встречать теплое солнце на ступеньках дома, натянув ночнушку на коленки, в другое. В нем к первому мая еще не цветет сирень. Потому что север. Зато по утрам в этой деревне слышно, как щелкают клювами аисты и звенят колокола церкви. Тоже несочетаемые звуки, как по мне…
Забежал в воскресенье уже  перед нашим отъездом знакомый мальчик.
– Откуда, Юр?..
– Из воскресной школы, у нас там занятие было.
– Что вам рассказывали, чему учили?
– А, про Родину…
Не знаю, про Родину или про родину им рассказывали. Хочется верить, что про второе.
Тем не менее, короткий этот разговор дал мне пищу для размышлений на всю обратную дорогу домой. Даже мужу – стойкому патриоту и радетелю «к борьбе за дело!» –  высказала пару-тройку мыслей на предмет того, что патриотизм – это плохо, господа! Он угрюмо молчал. Он часто угрюмо молчит, муж мой, увы мне!
Подозреваю, что не каждый, читающий эти строки, покивает согласно головой. Гораздо больше, подозреваю, будет возмущенных. Но, тем не менее…
Я проследила как смогла «эволюцию» этого слова. Смотрите сами:
  1. Патриотизм – любовь к отечеству. Когда собирательная жизнь человечества держалась на кровной связи между членами отдельных небольших групп, чувство общественной солидарности совпадало с чувством семейным. Такой первичный П. рода или племени совместен и с кочевым бытом. При переходе племен к оседлому земледельческому быту, П. получает свое специфическое значение, становясь любовью к родной земле. Это чувство естественно слабеет в городском быту, но здесь развивается новый элемент П. – привязанность к своей культурной среде или к родной гражданственности. С этими естественными основаниями патриотизма, как природного чувства, соединяется его нравственное значение, как обязанности и добродетели. Основной долг благодарности к родителям, расширяясь в своем объеме, но не изменяя своей природы, становится обязанностью по отношению к тем общественным союзам, без которых родители произвели бы только физическое существо, но не могли бы дать ему преимуществ достойного, человечного существования. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель П., которая издревле имела и религиозное значение.  И т.д. (Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона)
  2. ПАТРИОТИЗМ (от греч . patriotes – соотечественник, patris – родина), любовь к родине; привязанность к месту своего рождения, месту жительства. (Современный толковый словарь)
  3. ПАТРИОТИЗМ патриотизма, мн. нет, м. (см. патриот). Любовь, преданность и привязанность к отечеству, своему народу. Советский патриотизм.(Толковый словарь русского языка под ред. Ушакова)  (О! Уже появляются политические разновидности патриотизма!) 
  4. Ну и Википедия, как же без нее обойтись: «Патриотизм — идеология, характерной чертой которой является возвышенное отношение к символам социальной группы, к которой относится человек»
Брокгауза и Ефрона я там не полностью привела, но вообще в статье прослеживается путь развития патриотизма от чувства к идеологии, основанной на поклонении символам, и далее к национальной идее. Я бы сказала – к болезненной национальной идее. Потому что патриотизм, господа, лежит в основе национализма. И шовинизма. И прочих неприятных для жизни на земле –измов.
Вот, примерно это самое я и бурчала себе под нос, пока мы с мужем возвращались с «первых майских» домой. Приехали, я уселась за свой ноутбук разгребать заваленный письмами почтовый ящик, муж мой уселся за свой ноутбук… Час так сидим, второй пошел… Нормальный такой вечер в нашей семье… И вдруг я слышу… Левитан бы позавидовал торжественности голоса:
- «Мне уже несколько раз приходилось высказывать мысль о том, что патриотизм есть в наше время чувство неестественное, неразумное, вредное, причиняющее большую долю тех бедствий, от которых страдает человечество, и что поэтому чувство это не должно быть воспитываемо, как это делается теперь, а напротив, подавляемо и уничтожаемо всеми зависящими от разумных людей средствами. Но удивительное дело, несмотря на неоспоримую и очевидную зависимость только от этого чувства разоряющих народ всеобщих вооружений и губительных войн, все мои доводы об отсталости, несвоевременности и вреде патриотизма встречались и встречаются до сих пор или молчанием, или умышленным непониманием, или еще всегда одним и тем же странным возражением: говорится, что вреден только дурной патриотизм, джингоизм, шовинизм, но что настоящий, хороший патриотизм есть очень возвышенное нравственное чувство, осуждать которое не только неразумно, но преступно. (…) Казалось бы очевидно, что патриотизм, как чувство, есть чувство дурное и вредное; как учение же – учение глупое, так как ясно, что если каждый народ и государство будут считать себя наилучшими из народов и государств, то все они будут находиться в грубом и вредном заблуждении.»
Как хорошо, что на свете был Лев Николаевич Толстой и есть Интернет, господа!

Комментариев нет: